ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ СОЗДАННЫЕ
Вторник, 27.06.2017, 16:55
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Оглавление [3]
Документы [5]
о документальных материалах и их авторах
Романовы [0]
ИВ [4]
НИВ [1]
ВУЗ [0]
Руководители ВУЗ [0]
Воспитатели [0]
Учителя [0]
Выпускники [11]
ВО [1]
Фронты [0]
Войны [30]
Саперные части [13]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Документы

    1700-1880

     

                                      
    ОБЗОР
    истории учебных заведений, выпускавших специалистов и офицеров для инженерных войск Российской империи
    (по материалам "Исторического очерка военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению, 1700-1880",
    составленного генерал-майором М.С.Лалаевым на основе Полного Собрания Законов РИ)
                                      

     

                  
         Великий Преобразователь России Петр I постоянно руководствовался твердым сознанием того, что учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание. Период его правления в конце XVII - начале XVIII веков являет собой неизбежную закономерность того, как в истории просвещения России, государство стремится извлечь из науки еще только одну внешнюю, материальную пользу, устраивая училища с исключительной целью приготовления необходимого ему контингента сведущих служилых людей. Одновременно с церковными, приказными, медицинскими, горными и другими профессиональными школами, возникают и военно-учебные заведения.
         В 1697 году, отправляясь в первое путешествие по Европе, Петр взял с собой избранных бомбардиров Преображенского полка, из которых и образовал впоследствии преподавателей первой российской военной школы, учрежденной в самом начале XVIII века при бомбардирской роте. Непосредственное заведывание школой осуществлял "от бомбардир капитан" Скорняков-Писарев (в последствии директор Морской Академии).
                       

     

                  
         В 1701 году в Москве учреждена Школа математических и навигацких наук, которая "нужна не токмо к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству. До 1706 года школа состояла в ведении Оружейной палаты, затем в подчинении Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В инженеры, как во флот и в артиллерию, а также кондукторами к Генерал-Квартирмейстеру и архитектурным делам выпускались ученики из дворян. Школа готовила и начальных учителей для преподавания математики в губернских архиерейских домах, монастырях, адмиралтейских и цифирных школах. С учреждением в 1715 году Морской Академии в Санкт-Петербурге, школа потеряла значение самостоятельного заведения и обратилась лишь в приготовительное для Академии.
                  

     

                             
    В 1712 году в Москве уже находилась Инженерная школа с 23 учениками и на следующей год предписано было набрать еще 77 человек.
                         
    В 1719 году в Санкт-Петербурге под начальством полковника де-Кулона образована другая Инженерная школа, к которой в 1723 году присоединилась и московская.
                        

     

                  
         Все ученики первых военных школ считались военнослужащими нижними чинами, которым школа давала только средства для приобретения тех или других специальных знаний, необходимых для дальнейшего движения по службе. После приведения к присяге, ученики получали определенное жалование и первое время жили на частных квартирах.
         До 1724 года Петербургская Инженерная школа вместе со своим учителем капитаном Гольцманом, помещалась в двух светлицах одного из постоялых дворов Московской стороны, с 1733 - в казенном доме на Петербургской стороне (позже здание 2-й военной гимназии), а в следующем году в том же "Инженерном доме" разместили и учеников школы.
                   
     
        
         Высшее управление военными школами сосредотачивалось в Приказе военных дел (до 1701 приказы Иноземский и Рейтарский), переименованном учрежденным в 1711 году Сенатом в Военную Канцелярию, а с 1720 года управление всеми военно-сухопутными силами возложено на Военную Коллегию.
         Специальные школы переданы в ведение Канцелярии Главной Артиллерии с Инженерным при ней правлением.
         В 1721 году в школах каждого из 50-ти пехотных гарнизонных полков введены по 50 вакансий для солдатских сыновей, которые не были включены в подушный оклад при народнгой переписи 1719 года. Через 10 лет число воспитанников гарнизонных школ увеличивается до 4 тысяч. По указу 1744 года в этих школах обучали кроме других дисциплин и инженерной науке. При достижении 16 лет большинство учеников определялось на службу в армейские полки и гарнизоны, неуспешные - в матросы и денщики.
         Все перчисленные школы состояли в ведомстве Военной Коллегии и непосредственно подчинялись: специальные - Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации, а гарнизонные - местным комендантам.
        
     
        
    После Петра I (умер в С.-Петербурге 28.01.1725) артиллерийские и инженерные школы состояли под начальством генерал-фельдцейхмейстера и обер-директора над фортификациями всей Империи:
    граф Миних, принц Людвиг Гессен-Гомбургский, князь В.А.Репнин, граф П.И.Шувалов.
     
    Ближайшее наблюдение за школами возлагалось на особых лиц от Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации:
        
       
                          
    Инженерная
    генерал-майоры де-Кулон и де-Бриньи,
    полковник Деклапир-Колонг,
    бригадир Людвиг, генерал-инженер Ганнибал
                               
    Артиллерийская
    капитан Гинтер,
    полковник Шульц,
    генерал-лейтенанты де-Геннин и Глебов
                         
       
     
         Непосредственно школами руководили:    
     
               
                                                     
    Инженерная
    Гольцман, фон-Виттиг, Браск, Менделеев, де-Марин, Леман, Минау, Мордвинов, Деденев
                                                                    
    Артиллерийская
    Воронов, Борисов, Атяев, Гинтер, Чуровский, Мартынов, Алексеев, Данилов
                                                        
           
             
         Подготовка молодых людей к службе артиллерийской и инженерной не только не развивалась, но постепенно приходила в упадок. Артиллерийские школы скоро перестали существовать, учеников же Инженерной школы само начальство постоянно отвлекало от учебных занятий различными командировками и обязанностями писарей, дневальных и рассыльных при контроре Инженерного Правления и при Канцелярии Главной Артиллерии, причем сама школа, по необходимости, заботилась уже не столько об образовании инженеров, сколько о поспешном приготовлении большего числа чертежников и писарей.
         В 1728 году комплект Инженерной школы был уменьшен до 60-ти учеников с сокращением суммы их содержания. При школе определено состоять одному учителю в чине инженер-капитана, в помощь которому для преподавания наук назначались два кондуктора и два рисовальных мастера.
            
     
        
    В 1730 году учреждены новые школы в Артиллерийском и Инженерном ведомствах, но их учебные курсы были ограничены самыми элементарными познаниями:
        
        
              
    при С.-Петербургской крепости
    для обучения "малолетних детей мастеровых инженерных людей"
    писарями и мастеровыми по Инженерному ведомству.
                 
    на Литейной
    для обучения канцелярских и полковых писарей из пушкарских сыновей.
    Позже школа называлась артиллерийской Арифметической школой.
              
        
              
     (в 1759 году обучавшиеся в Артиллерийской школе солдатские сыновья вместе с воспитанниками того же звания из С.-Петербургской Крепостной Инженерной школы образовали
    Соединенную Солдатскую Школу, составившая особое отделение Артиллерийской и Инженерной Дворянской Школы).
     
         В том же 1730 году сподвижник Петра, граф П.И.Ягужинский предложил императрице Анне Иоанновне учредить в России для военного образования дворян два заведения по образцу Прусского кадетского корпуса. По признанию правительства, существующие школы не давали полного и разностороннего общего образования, "да недостаточно подготовляли для военной службы в офицерских чинах". Обучение молодых дворян за границей наносило казне убытки "как в проездах, так и в тамошнем себя содержании и в платеже за науки", "а иные, не имея над собою надлежащего смотрения, возвратились без плода". По этим соображениям Императрица, одобрив "мысль графа Ягужинского, поручила обсудить в подробности его предложение президенту Военной Коллегии графу Миниху".
    Глава II, стр.25-27.
    В 1732 году генерал-фельдмаршал Миних представил на утверждение Анне Иоанновне план устройства в России "Корпуса кадет".
    ВИКИПЕДИЯ
            

           

                            

    В день открытия Корпуса 17.2.1732 года, в нем было всего 56 воспитанников, в следующий месяц - более 300, в связи с чем его штат в мае был увеличен до 360 с разделением учащихся на три роты. В Корпус принимались исключительно дворяне, уже обучившиеся грамоте, учебный курс разделялся на 4 класса и в трех высших продолжался 5 или 6 лет. Корпус разделялся на две роты сотенного состава.

                            

         

                            

    С 1743 - Сухопутный шляхетный кадетский корпус (для отличия от Морского).
    .  .  . 

                            

     
             
        
         В 1735 году новый генерал-фельдцейхмейстер принц Людвиг Гессен-Гомбургский учредил в С.Петербурге Чертежную артиллерийскую школу для 30-ти дворянских и офицерских детей. Вскоре эта школа была соединена с Арифметической под общим наименованием С.-Петербургской Артиллерийской школы.
     
         Незадолго перед тем такая же школа на 700 воспитанников была устроена в Москве близ Сухаревой башни.
     
         В 1745 году генерал-фельдцейхмейстер В.А.Репнин передает С.-Петербургскую Артиллерийскую школу в заведывание известного литейщика В.И. де-Геннина, который кроме классных занятий ввел и практические упражнения.
     
         В инженерной школе только после ее поступления под особое ведение генерал-инженера Ганнибала, на Выборгской стороне был устроен учебный полигон, где ученики практически изучали инженерное дело.
     
             

             

               

         В 1756 году, в канун Семилетней войны, генерал-фельдцейхмейстером с главным начальствованием и над Инженерным корпусом становится граф П.И.Шувалов. Найдя наши специальные войска в "сожалительном состоянии", прямо заявил, что для приведения их в надлежащее положение, необходимо прежде всего озаботиться о самом основании, которого нет, а от того уже ожидать совершенного плода, приготовляя достойных артиллеристов и инженеров. Эти науки стали преподавать обязательно уже всем ученикам, "ибо для чего артиллеристу не делать батарей, не назначивать траншей и не весть сапы, а инженеру - не стрелять из пушек и не бросать бомбы".
         В 1758 году Шувалов переводит Петербургскую Артиллерийскую школу на Инженерный двор и, объединив эти школы в одно заведение, принял его под свою личную "особенную дирекцию". Непосредственным начальником назначается командир Инженерной Школы капитан М.И.Мордвинов, выпускник Сухопутного КК.
         Все внутренние распоряжения по Артиллерийской и Инженерной Дворянской Школе граф Шувалов предоставил ее ближайшему командиру, освободив Канцелярию Главной Артиллерии и Фортификации от заведывания Школой.
         В 1760 году Школа получила разрешение выпускать своих воспитанников на службу офицерскими чинами.
         В 1761 году из Школы выпущен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, который в сентябре 1794 - декабре 1797 гг. являлся генерал-директором Коруса.
         П.И.Шувалов подготовил проект нового учебного заведения с офицерским классом, получивший Высочайшее одобрение, но осуществить его не удалось по причине кончины Императрицы Елизаветы в 1761 году, а в начале следующего года умер и сам граф.
         В начале правления императрицы Екатерины II директором школы назначается инженер-капитан Мордвинов и школа преобразуется в Инженерно-Артиллерийский кадетский корпус.
    .  .  .

                  

                

     
        
    Сухопутный шляхетный кадетский корпус
    В 1760 году в Корпусе было уже пять рот (гренадерская, три мушкетерские и конная) с общей численносью 490 кадет и увеличением штатной суммы до 89.000 р. (сначала на его содержание  отпускалось от Военной Коллегии ежегодно по 63.403 р.), в 1762 году по вступлении на престол Императрицы Екатерины II, издан новый штат с увеличением комплекта воспитанников до 600 человек, а суммы на содержание Корпуса - до 127 тыс.р.
     
    В марте 1765 года Императрица "пожелала учредить Кадетский Корпус под собственным своим распоряжением на таковом основании, чтобы при производимом в нем обучении благородного юношества, ближайшее соответствовало воспитание оного с тем намерением, для которого сие училище установлено", а в сентябре были приняты меры для предстоящих преобразований.

    Для удобнейшего перехода к новой организации заведения, прием воспитанников с 1770 года был приостановлен до 1773 года.
     
    В октябре 1772 года по докладу Бецкого состоялось Высочайшее повеление о приготовлении при самом Корпусе необходимых ему воспитателей и учитетелей с единовременным отпуском суммы в 100.000 р.
     
    В 1776 году, за назначением директора, учреждено в Корпусе временное правление из корпусных чинов: полковника, подполковника, майора и двух капитанов.
    В сентябре этого же года Сухопутный Кадетский Корпус получил наименование Императорского, а шестисотенный комплект воспитанников разделяется на пять возрастов:
    от 5 до 9 лет, 9-12, 12-15, 15-18 и 18-21.
     
    В дополнение к уставу 1766 года, в начале следующего года издан был и новый штат Корпуса, по которому сумма на его годовое содержание увеличена до 165.000 р., в 1785 году цифра эта доведена до 200.000 р., а в 1797 году еще увеличена на 25.000 рублей.
     
    Высшее управление Корпусом сосредоточено в Совете из четырех членов, ближайшее - вверяется генерал-директору, в помощь которому назначаются подполковник, майор, секундант-майор и особый директор наук.
     
    В первое тридцатилетие существования Корпуса его Главными директорами были:
    Граф Миних (1731), принцы Антон-Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский и Людвиг Гессен-Гомбургский (1741), князья В.А.Репнин (1745) и Б.Г.Юсупов (1750), Наследник Престола Великий Князь Петр Федорович (1759), П.И.Шувалов (1762)...
    ...в 1763 году, по увольнении И.И.Шувалова от должности Главного директора Корпуса, звание это получил князь Н.В.Репнин и вскоре после его отъезда из столицы, заведывание Корпусом возложено на генерала Философова.
     
    В должности же директора Корпуса, как ближайшего руководителя заведения, состояли:
    Генерал барон Люберас (1731), тайный советник барон Миних (1734), генерал Тетау (1734), генерал Мельгунов (1756).
     
    Со времени утверждения нового устава Корпуса, во главе управления им стоял Бецкий, как старший член Совета, в списках которого за время его существования состояли:
    Ф.И.Глебов, П.Д.Еропкин, граф Н.И.Панин, барон И.И.Меллер-Закомельский, князь А.М.Голицын, И.И.Михельсон, князь А.А.Вяземский.
     
    Генерал-директорами были:
    Брандт (с 1767), де-Ласкари (с 1770), Пурпур (с 1773), граф де-Бальмен (1784-1787).
     
    После упразднения Совета Корпуса, к управлению всем заведением призван генерал-адъютант граф Ф.Е.Ангальт с правми главного начальника, правление которого признается самым светлым периодом в истории Корпуса.
    После смерти Ангальта в мае 1794 года, в сентябре этого года генерал-директором назначается генерал-поручик М.И.Голенищев-Кутузов, при котором Корпус возвращается к войсковой организации, разделен на пять рот и выпуск из него производился не через три года, а ежегодно.
     
    16 января 1798 года Главнокомандующим Кадетского Корпуса назначается Великий Князь Константин Павлович, а ближайшими начальниками в звании директоров были:
    Граф И.Е.Ферзен (1797), генералы Андреевский (1798) и М.И.Ламздорф (1799), князь П.А.Зубов (1800), в помощь которому был назначен барон И.И.Дибич.
     
    10 марта 1800 года Императорский Сухопутный Кадетский Корпус перименован в
    1-й Кадетский Корпус
    и в следующем году, за месяц до вступления на престол Императора Александра I, князь Зубов пожалован званием шефа 1-го КК, а барон Дибич и вскоре за ним генерал-майор Клингер назначаются директорами Корпуса.
     
    За первые 70 лет существования Корпуса из него выпущено 3300 воспитанников. Наиболее выдающимися на государственной службе, в науках и искусстве стали:
    князья М.Н.Волконский и А.А.Прозоровский, граф П.А.Румянцев-Задунайский, М.А.Деденев, И.Л.Голенищев-Кутузов, князь А.А.Вяземский, М.И.Мордвинов, П.И.Меллисино, А.П.Сумароков, М.М.Херасков, В.А.Озеров, Т.И.Тутолмин, граф М.Ф.Каменский, А.С.Милорадович, граф И.Е.Ферзен, А.А.Беклешев, С.А.Порошин, П.А.Пастухов, граф П.П.Коновницын, Б.Ф.Кнорринг, И.И.Кушелев, Я.П.Кульнев, И.Г.Гогель, А.Х.Востоков, граф К.Ф.Толь и М.Е.Храповицкий.
                                                                                                                                              
                
    Инженерно-Артиллерийский кадетский корпус
    После смерти графа П.И.Шувалова в январе 1762 года, составленный им "проект об учреждении Корпуса для Артиллерии и Инженерства" был снова пересмотрен и изменен в некоторых частях по распоряжению нового генерал-фельдцейхместера Вильбуа. Штат Корпуса предусматривал содержать всего 146 кадет в составе одной роты и особой роты из 150 солдатских сыновей с наименованием ее "Школой художеств".
    Вместо предложенной Шуваловым постройки нового здания, определен деревянный дом Артиллерийской и Инженерной Школы. Сокращен также количественный состав служащих, изъят курс натуральной истории и ограничен объем преподавания военных наук в связи с отменой офицерского класса. В Корпусе положено было производить ежегодные экзамены. Успешно окончившие курс удостаивались направлению на службу в Артиллерию и Инженерный корпус штык-юнкерами, прапорщиками и подпоручиками, неуспешных определено выписывать из Корпуса на службу с званием унтер-офицеров и рядовых.
    25 октября 1762 года, после рассмотрения в Правительствующем Сенате, проект был утвержден Императрицей Екатериной II с наименованием нового заведения
    Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский Корпус
    и назначением в должность его директора командира бывшей Дворянской Школы подполковника Мордвинова.
    Из числа же воспитанников этой школы в Корпус перечислено всего 84 человека.
    В 1764 году директором Корпуса назначен артиллерии полковник Бегичев, а вследующем году и главное начальство над Корпусом перешло в руки нового генерал-фельдцейхместера графа Г.Г.Орлова, который вернул в 1771 году к директорской должности своего первого начальника, деятельного и заботливого Мордвинова.
    В 1775 году Мордвинов учреждает Греческую гимназию на 200 воспитанников, разместив ее в смежном с Корпусом здании, с подчинением его директору. Перед постройкой нового здания для Корпуса, гимназия была переведена на Васильевский остров в дом Морского Корпуса.
    В 1782 году, после смерти Мордвинова, начальство над Корпусом перешло к генерал-аншефу барону И.И.Меллер-Закомельскому, заменившему графа Орлова в управлении артиллерийским ведомством; еще прежде того особое заведывание Корпусом возложено было на генерал-инженера Баура. В то же время на вакантную должность директора назначен рекомендованный князем Потемкиным артиллерии генерал-майор П.И.Меллисино, выпускник Сухопутного КК в 1750 году, под начальство которому в 1783 году поступила и Греческая гимназия (Корпус чужестранных единоверцев), расформированная в конце 1796 года с распределением ее воспитанников между Сухопутным и Морским Кадетскими Корпусами.
    22 мая 1784 года Высочайше утверждается проект Меллисино, согласно которому новым штатом Корпуса положено содержать 393 воспитанника, разделенных по возрасту на три роты.
    Состоявшей при Корпусе Школе художеств возвращено наименование Солдатской.
    В конце 1790 года, по смерти барона Меллера-Закомельского, Корпус поступил под главное начальство генерал-фельдмаршала и президента Военной Коллегии князя Г.А.Потемкина-Таврического, умершего в следующем году, но еще при жизни которого, в августе 1791 года, генерал Меллисино через посредство А.А.Безбородоко ходатайствовал у Императрицы о сравнении с размерами содержания штатной суммы Сухопутного КК с вверенным ему заведением и о даровании средств на постройку для него каменного здания.
    Выработанный особой Комиссией по обращению Меллисино проект, был утвержден в июне 1792 года, причем годовой отпуск на содержание всего заведения увеличился до 154 тыс. рублей, а на возведение каменного здания для Корпуса повелено отпускать ежегодно по 10 тыс. рублей.
    В 1793 году, вновь назначенный генерал-фельдцейхместер граф П.А.Зубов, принял Корпус в свое заведывание и исходатайствовал Высочайшее соизволение о постройке здания на месте, занимаемом старым корпусным зданием и Греческой гимназией, переведенной в здание Морского Корпуса. Проект был утвержден в следующем году и через два года часть здания (выходящая на набережную р.Ждановки), предназначенная для классов, была уже отстроена и занята воспитанниками, не задолго до кончины Императрицы.
    С воцарением Императора Павла, Корпус поступил под непосредственное начальство Его Величества и Меллисино, произведенному в генералы от артиллерии, повелено было о всех определениях, производствах и назначениях представлять доклады прямо на Высочайшее имя. Меллисино умер в преклонных летах после 15-летнего управления Корпусом. Его сотрудниками были корпусные офицеры и учителя Н.В.Верещагин, А.И.Корсаков, П.П.Ушаков, В.И.Висковатов, С.Е.Гурьев, Э.Ф.Сен-При, Ф.Ф.Довре и А.П.Ермолов.
    Большинство вышедших из школы Меллисино артиллеристов с достоинством благоустройству и славе своего родного оружия.
    Артиллерия наша обязана успехом преобразований в ней, произведенных с 1805 года и графом Аракчеевым (воспитанником, а затем учителем артиллерии в Корпусе) и славой, столь блистательно заслуженной на полях битв от Бородина до Парижа.
    После Мелиссино в должность директора Корпуса назначен генерал-майор А.И.Корсаков, но за отсутствием его из столицы, управление заведением было временно поручено полковнику А.А.Клейнмихелю, вскоре произведенному в генерал-майоры, а в октябре 1799 года, по назначении Корсакова инспектором всей артиллерии, утвержден в звании директора Корпуса.
    К концу 18 века Корпус постепенно утрачивает специальное направление, все более сближаясь с Кадетским Корпусом и 10 марта 1800 года перименовывается во
    2-й Кадетский Корпус.
    Вскоре директором корпуса назначается граф В.А.Зубов с оставлением прежнего начальника генерала Клейнмихеля.
    До кончины Императора Павла из Корпуса было выпущено в офицерских чинах 1600 человек, которые получали весьма разнообразные назначения:  сверхкомплектования артиллерийских и инженерных частей, в колонновожатые, межевики и геодезисты, в батальон строения государственных дорог, берг-коллежскую роту, в переводчики и адъютанты, в морскую артиллерию, в корпусные офицеры.
     
     
        

     

     
     
     
     
     
    Категория: Документы | Добавил: Ермаков (15.02.2012)
    Просмотров: 1119 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz